Содержание

четверг, 21 ноября 2024 г.

Р. Шекли "Лавка миров", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к рассказу "Лавка миров"

Автор: Шекли Роберт.

Название: "Лавка миров".

Жанр: фантастический рассказ.

Число страниц: 9 (сборник "Абсолютное оружие", издательство "Азбука", 2018 год).

Год написания: 1959.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Уэйн. Мечтает хоть на год оказаться в прошлом.
  • Томпкинс. Владелец магазина и торговец мирами.

Второстепенные герои

  • Дженет. Жена Уэйна.
  • Томми и Пегги. Его дети.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Уэйн обратился к Томпкинсу, чтобы оказаться в другом вероятностном мире.
  2. Он знал, что за это придётся заплатить имуществом и годами жизни.
  3. Поэтому Уэйн решил подумать, и вернулся домой к жене и детям.
  4. Целый год он жил обычной жизнью и не мог решиться вернуться в лавку миров.
  5. А потом очнулся в лавке и без колебаний отдал плату Томпкинсу.
  6. Уэйн вышел в мёртвый мир и по человеческому праху поспешил в убежище.
Р. Шекли "Лавка миров", рисунок, иллюстрация

Главная мысль

Мы не ценим то, что имеем, пока не потеряем его.

Чему учит

Беречь мир на планете; не допускать войн; ценить каждый миг спокойной жизни.

Краткий отзыв на рассказ "Лавка миров"

Герой этого рассказа Уэйн живёт в страшном, постапокалиптическом мире, пережившем ядерную катастрофу. Уэйна окружают огромные крысы, руины мёртвых городов, радиация и человеческий пепел.

В катастрофе он потерял всё - жену, детей, привычную жизнь.

Именно поэтому Уэйн любой ценой мечтает вернуть прошлое хотя бы на краткий миг. И таинственная лавка миров даёт ему такую возможность.

Странный учёный Томпкинс отправляет своих клиентов в выбранную ими фантазию, выбранный вероятностный мир, где им кажется, что они живут целый год.

На самом деле проходит немного времени, но клиенты стареют на десять лет.

Но Уэйн не колебался, хотя читателю станет об этом известно в самом конце рассказа. Он отправился мечтами в прошлое и провёл целый год в рутинной, но такой счастливой жизни, которую прежде нисколько не ценил.

Автор предупреждает читателя о том, что истинную ценность каждого мига мы осознаём только когда он заканчивается. А потому не надо грешить и ругать мир, в котором мы живём, потому что альтернатива может быть во сто крат хуже.

Цените настоящее и верьте, что будущее не будет к нам жестоко.

Пословицы

Что имеем не храним, потерявши - плачем.
Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
Не пожить тех дней, которые прошли.
Прошлого не догонишь, а от завтра не уйдёшь.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Краткое содержание, пересказ рассказа "Лавка миров"

Уэйн увидел лавку миров - потрёпанное кирпичное здание с деревянной крышей. Он вошёл внутрь и оказался наедине с Томпкинсом, владельцем лавки.

Томпкинс сидел в кресле качалке, а на столе перед ним лежал старый шприц. Он сразу спросил гостя о цене, и Уэйн показал свёрток. Но признался, что его мучают сомнения.

Томпкинс вздохнул и стал объяснять.

Он сделает Уэйну укол, а потом с помощью хитрых штуковин освободит его разум. И Уэйн сможет выбирать любой вероятностный мир, которые порождает Земля каждый миг своего существования.

Миров этих миллиарды и разум выбирает тот, к которому стремится, о котором больше всего мечтает человек. Это может быть любой мир - полный убийств, власти, спокойствия.

Но Уэйн всё ещё колебался. Ведь платой был не только свёрток, но и десять лет жизни.

Томпкинс объяснил, что пока не может перенести человека в выбранный мир навсегда, хотя работает над этим и для продолжения исследований ему нужны деньги. Но когда всё получится, бесчисленное множество миров станет совершенно бесплатным.

Уэйн сказал, что ему надо подумать.

Он поехал на поезде домой и встретил жену и детей. Вновь началась обычная жизнь. Томми собирался в плавание на яхте, дочь рассказывала о детском саде. Только Дженни что-то заподозрила, но Уэйн поспешил её успокоить.

Потом были хлопотные дни на бирже, плавание на яхте по ночам с женой, болезнь детей, ремонт в квартире и прочие мелочи, из которых состоит жизнь.

Прошёл год, а Уэйн так и не принял решение..

Томпкинс тряс его за плечо. Уэйн пришёл в себя. Он был полностью удовлетворён и без колебаний высыпал на стол содержимое свёртка: ботинки, нож, проволоку, банки тушёнки. Потом попрощался и вышел.

Вокруг простирался мёртвый мир: трупы городов, деревьев и пепел, бывший в прошлом человеческими костями.

Счётчик Гейгера помог найти безопасную тропку и Уэйн поспешил к вечерней выдаче картошки. Он нисколько не жалел о своём выборе, но теперь должен был забыть все мысли о Дженет и думать о собственном выживании.

среда, 20 ноября 2024 г.

М. Гелприн "Свеча горела", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к рассказу "Свеча горела"

Автор: Майк Гелприн.

Название: "Свеча горела".

Жанр: фантастический рассказ.

Число страниц: 7 (сборник "Свеча горела", издательство "Т8 Rugram", 2019 год).

Год написания: 2011.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Андрей Петрович. Учитель литературы, безработный, фанатик своего дела.
  • Максим. Киборг, любитель литературы.

Второстепенные герои

  • Павлик, Анечка. Дети хозяев Максима. 10 и 9 лет. Заинтересовались литературой.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Когда литературу перестали преподавать в школах, Андрей остался без работы.
  2. Он искал учеников, продавая книги, чтобы покупать еду.
  3. Максим стал учеником Андрея, потому что переживал за бездуховность детей.
  4. Однажды Максим пропал, а позже Андрей узнал, что тот был роботом.
  5. Андрей хотел покончить с жизнью, но раздался звонок.
  6. К нему пришли учиться мальчик с девочкой, сказав, что они от Максима.
М. Гелприн "Свеча горела", рисунок, иллюстрация

Главная мысль

Только литература может воспитать в человеке человека.

Чему учит

Любить читать; не забывать о литературе; не жить одной техникой и интернетом.

Краткий отзыв на рассказ "Свеча горела"

Главный герой рассказа Майка Гелприна - учитель литературы Андрей, который живёт в отдалённом будущем, когда о литературе почти забыли.

Андрей не находит себе места в новом техногенном мире и переживает за детей, которые растут бездуховными.

Но однажды в жизни учителя появляется Максим. Молодой и красивый человек живо интересовался литературой и имел сходные с взгляды на роль литературы в воспитании детей.

Обучая Максима, Андрей обрёл второе дыхание к жизни. Он вновь увидел цель и был счастлив.

Но оказалось, что Максим - киборг с нарушенной программой. Максима утилизовали, а Андрей готовился свести счёты с жизнью. Но вдруг появились дети, которых прислал перед смертью Максим, и которые хотели изучать литературу.

Робот больше переживал за судьбу человечества, чем сами люди. И сумел убедить детей, что им очень важно изучать литературу. Пока только двоих, но это лишь начало возрождения.

Рассказ заканчивается оптимистической нотой, автор верит, что литература переживёт всё и всегда будет воспитывать человека. Её не заменят ни какие технические новинки, ведь только настоящая литература может сделать человека высокодуховным существом.

Пословицы

Одна книга тысячи людей учит.
Ум без книги, что птица без крыльев.
Книга подобна воде, дорогу пробьёт везде.
Испокон века книга растит человека.
Чтение - лучшее учение.

Краткое содержание, пересказ рассказа "Свеча горела"

Прошло 12 лет, как Андрея уволили из лицея и он жил на нищенское пособие. Ему предлагали пройти переобучение на виртуальную этику или робототехнику, но Андрей любил только литературу.

Он пытался найти учеников по объявлению, но за всё время никто не пришёл.

От Андрея ушла жена, а сам он стал распродавать книги, чтобы покупать еду.

Однажды раздался звонок. Некто Максим хотел взять уроки литературы.

Максим сразу понравился Андрею. Учитель рассказал, как была забыта литература, как постепенно вымирали читатели, писатели и филологи. Верх стали брать технические дисциплины. А между тем, только литература формировала внутренний мир человека. А теперь дети стали расти бездуховными.

Максим признался, что пришёл к тому же выводу, и у его детей та же проблема.

Андрей начал уроки. Сперва он читал стихи великих поэтов, потом перешёл к прозе. Максим показал себя дисциплинированным учеником. Он приходил каждый день и внимательно слушал. Правда платить деньгами Максим не мог, но Андрей был рад и продуктам, которые приносил Максим. Да что там, Андрей был готов учить бесплатно! Ведь в его жизни появился смысл.

Однажды Максим не пришёл и не позвонил. Андрей не находил себе места. Видеофон Максима был отключен.

Андрей выполз на улицу и встретил соседа Нефёдова. Тот рассказал Андрею, что Максим-то был из этих!

Андрей вбежал в комнату и пролистал на компьютере ленту новостей. С экрана на него смотрело лицо Максима.

Максим оказался роботом. Он был уличён хозяевами в хищении продуктов и вещей и утилизирован.

Андрей достал бутылку коньяка - он всё время обучал робота, бездушную железку! Ради чего тогда жить!

Андрей наглухо закрыл окно и уже хотел открыть газовый кран на плите, как вдруг раздался звонок в дверь.

На пороге стояли мальчик и девочка лет 9-10. Они представились: Павлик и Анечка. Они хотели учить литературу. И сказали, что их послал Макс. И Павлик процитировал: "Свеча горела на столе, свеча горела".

Андрей схватился за сердце и пригласил детей войти.

вторник, 19 ноября 2024 г.

Р. Брэдбери "И всё-таки наш", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к рассказу "И всё-таки наш"

Автор: Рэй Брэдбери.

Название: "И всё-таки наш".

Жанр: фантастический рассказ.

Число страниц:  16 (сборник "И грянул гром", издательство "Эксмо", 2010 год).

Год написания: 1943.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Питер Хорн. Верный и надёжный муж, любящий отец.
  • Полли Хорн. Жена. Добрая, любящая мать.
  • Пай. Младенец, рождённый в другое измерение.

Второстепенные герои

  • Доктор Уолкот. Добрый, учёный.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Родильные машины дали сбой и Полли родила голубую пирамидку.
  2. Это был обычный, здоровый младенец, только рождённый в другое измерение.
  3. Хорны решили оставить Пая себе, надеясь, что доктора смогут вернуть малыша.
  4. Родителям приходилось нелегко, они начали пить и курить.
  5. Доктор объяснил, что не может вернуть Пая, но может отправить Хорнов к нему.
  6. Супруги приняли решение переместиться в другое измерение.
Р. Брэдбери "И всё-таки наш", иллюстрация, рисунок

Главная мысль

Родительская любовь преград не знает.

Чему учит

Любить своих детей, какими бы странными они не казались; верности; поддерживать друг друга в трудную минуту.

Краткий отзыв на рассказ "И всё-таки наш"

Этот замечательный рассказ написал американский фантаст Рэй Брэдбери.

У молодых супругов Хорнов родился необычный ребёнок. Он был здоров, но казался всем маленькой голубой пирамидой.

Во время родов родильные машины дали сбой и Пая выкинуло в другое измерение.

Родителям малыша было трудно привыкнуть к мысли, что их ребёнок - пирамида. Но они поддерживали друг друга и верили, что учёные найдут способ вытащить Пая из другого измерения.

Но всё оказалось сложнее. Доктор мог отправить родителей в измерение Пая, а вот вернуть малыша - нет.

И опять родители если и колебались, то самую малость. Они переместились в измерение Пая и увидели малыша таким, каким он должен был быть.

Мне очень понравилось мужество родителей Пая, для них он всё равно оставался любимым, долгожданным ребёнком, смыслом всей жизни. И что значило для них мнение окружающих? Ведь они могли быть со своим ребёнком.

Пословицы

Для матери плохих детей не бывает.
Дитя хоть и криво, да отцу и матери мило.
Дети не в тягость, а в радость.
Без детей - горе, а с детьми - вдвое.
Коли есть отец и мать, так ребёнку благодать.

Краткое содержание, пересказ рассказа "И всё-таки наш"

Питер на вертолёте отвёз Полли в больницу, а сам остался ждать результата родов. Он не волновался - доктор был уверен в себе, а родильные машины - надёжны.

Но через час бледный доктор Уолкот вышел в приёмную. Он сказал, что родился здоровый малыш, но кое-что пошло не так.

Доктор отвёл Хорна к малышу и показал маленькую голубую пирамиду с шестью щупальцами. Пирамидка смотрела на них тремя глазами.

Хорн был шокирован. Его первой мыслью было уничтожить чудовище. Но доктор объяснил, что ребёнок совершенно нормален, просто из-за сбоя в родильных машинах родился в другое измерение.

Постепенно Хорн успокоился. Уолкот предлагал оставить малыша в институте, но отец отказался - это его ребёнок и он будет его любить. Хорн только переживал, как воспримет эту новость Полли.

А малыш видел серый и белый кубы, такими ему представлялись люди. Белый куб ласково свистел и понравился малышу.

На завтра о ребёнке сказали Полли. Женщина была тверда. Она решила оставить малыша.

По дороге домой Полли призналась мужу, что очень надеется, что доктора смогут вернуть малыша Пая из другого измерения. Но она была в отчаянии.

Через три недели супруги забрали Пая домой.

Вскоре Питер заметил, что Полли начала пить. Но часто ласкала Пая и обращалась с ним, как с обычным ребёнком.

Однажды Полли даже сказала, что Пай выучил слово "папа". И Пай довольно засвистел.

Прошла осень. Малыш рос и много разговаривал-свистел. Но терпение родителей заканчивалось.

В феврале Питер вернулся с работы и увидел, как совершенно пьяная Полли гуляет с Паем по лужайке. На них смотрели соседи, которые принимали Пая за зверушку. А Полли говорила, что муж привёз эту зверушку из Пакистана.

Хорн позвонил доктору и сказал, что они больше не могут ждать. Уолкот пригласил супругов в институт.

Когда Хорны приехали, доктор рассказал им, что не сможет вытащить Пая в наше измерение, но может отправить Хорнов в измерение Пая.

Супруги не долго колебались и решительно отправились в машину.

Переход был болезненным, но недолгим. Вдруг Питер услышал, как вскрикнула Полли. Голубой пирамидки не было. Питер увидел розовощёкого мальчугана, растерянно озирающегося в объятиях матери. Он обнял их.

Доктор Уолкот смотрел на белый цилиндр и стройный белый четырёхгранник с голубой пирамидкой в объятиях. Он вышел, понимая, что Хорнам надо побыть одним.