понедельник, 26 февраля 2024 г.

Левитан Е. "Сказочные приключения маленького астронома"

Как заполнить читательский дневник к книге "Сказочные приключения маленького астронома"

Автор: Левитан Ефрем Павлович.

Название: "Сказочные приключения маленького астронома".

Жанр: научно-популярные рассказы с элементами сказки.

Число страниц: 60 (издательство "Детская литература", 1990).

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Серёжка. Маленький мальчик. Очень любознательный, всем интересуется, всё пытается понять. Не боится спрашивать, если чего-то не знает.

Второстепенные герои

  • Солнце, Луна, Венера, Комета, Плеяды, Альдебаран, Лучик из галактики Андромеды. Различные реальные космические объекты, которые охотно помогали Серёжке понять устройство мира.
  • Старичок Хронос. Фантастический персонаж, который объяснил тайны времени.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Серёжка познакомился с Солнцем, а потом с Луной и Венерой.
  2. Он узнал, что созвездия состоят из разных звёзд и до них нельзя долететь.
  3. Комета прокатила его по Солнечной системе на своём хвосте.
  4. Звёзды рассказали мальчику о своём доме - Галактике.
  5. Лучик поведал о других галактиках и Вселенной.
  6. Хронос рассказал о неумолимом времени, которое течёт как река.

Главная мысль

Люди должны научиться жить дружно, чтобы суметь спасти планету, когда придёт время.

Чему учит

Книга учит тому, что мир огромен и бесконечен; учит стремиться к знаниям; быть пытливыми и не бояться спрашивать; учит жить дружно.

Краткий отзыв

Мне очень понравилась книга Ефрема Левитана о мальчике Серёжке и огромной Вселенной. Это рассказ о том, как устроены Солнечная система, Галактики, Вселенная, что такое время. Автор удачно соединил точно изложение фактов и сказочный сюжет. Поэтому книга читается легко и лучше запоминается.

Теперь я тоже знаю, что такое планеты и звёзды, и сколько лететь свету до галактики Андромеды.

Мне особо понравилось, что герой рассказов - маленький мальчик, мой сверстник. Это помогает следить за его путешествиями с большим интересом и сопереживанием.

Пословицы

Не выучит школа - выучит охота.
Тому бог не нужен, кто с наукой дружен.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Всё знать невозможно, познать всё - тем более.
Кто сеет мир - тот пожинает счастье.

Краткое содержание, пересказ книги "Сказочные приключения маленького астронома"

Какой мы её видим - Вселенную

Как Серёжка начал с Солнцем дружить.

Серёжка выскочил из дома и чихнул. Кто-то сказал ему "Будь здоров", но вокруг никого не было. Серёжка поискал вокруг, никого не нашёл и начал хныкать. Но Солнце сказало ему не хныкать и не смотреть на себя, чтобы не испортить глаза.

Дневные прогулки Солнца.

Солнце стало рассказывать мальчику разные интересные вещи. Оно рассказало, что если на небе тучи, то Солнце не видно. Его можно увидеть лишь взлетев на самолёте выше туч. Но долететь до Солнца на самолёте всё равно нельзя.

Потом Серёжка и Солнце играли с компасом. Оказалось, что Солнце встаёт на востоке, а садится на западе. При этом летом его путь по небу длиннее, а зимой - короче. Поэтому летом Солнце встаёт на северо-востоке, а зимой - на юго-востоке. И заходит также - на северо-западе летом и на юго-западе зимой.

Первые встречи с Луной.

Серёжка всегда следил за Солнцем через чёрные очки и воображал себя учёным. Но однажды он увидел в небе не только Солнце, но и Луну и был сильно удивлён. А Солнце уже знакомило мальчика с Луной.

Почему Луне трудно сшить костюм?

На Луну можно было смотреть без очков, она также всходила на востоке и заходила на западе, но всё время выглядела по-разному: то серпиком, то полукругом, то кругом. А иногда совсем не появлялась на небе.

Луна рассказала, что с ней ничего не происходит, просто люди видят её по-разному. Когда из серпика можно достроить букву Р - это растущая, молодая Луна, когда серпик похож на букву С - это Луна старая, убывающая. Круглая Луна - полная, это полнолуние.

От полнолуния до полнолуния проходит почти 30 дней - это лунный месяц. Раньше таким месяце меряли время.

Потом родители купили Серёже бинокль, и мальчик хотел посмотреть в него на Солнце. Хорошо, что были тучи и Солнца не было - Серёжка мог ослепнуть. А вот на Луну в бинокль смотреть можно. Мальчик посмотрел, и увидел горы. Луна смеялась и говорила, что горы высокие, потому что и она совсем не маленькая.

Как Серёжка вторую Луну открыл.

Однажды Серёжка в бинокль увидел маленький серпик. Он посмотрел внимательнее и понял, что это очень яркая звезда.

Звезда сказала, что её зовут Венера, она сестра Земли и самая красивая из планет. Потом Венера скрылась за горизонтом, а Серёжа стал наводить бинокль на другие звёзды, надеясь, что это тоже планеты. Но ни одна звезда не походила на серп Венеры.

Сёстры нашего Солнца.

Солнце рассказало, что она тоже звезда, и что звёзды нельзя путать с планетами и их спутниками, как Луна. Потому что звёзды очень большие и горячие. Они светят сами и согревают планеты. Все звёзды, кроме Солнца очень далеки от Земли, но у них могут быть свои планеты, которые они согревают.

Солнце рассказало, что люди давали названия ярким звёздам по фигурам, которые они образуют на небе. Так появились созвездия. Но в созвездиях не живут медведи и не плавают рыбы - это просто названия. И есть созвездия, которые назвали в честь героев сказок.

Серёжа попросил рассказать сказку, а Солнце посоветовало ему посетить планетарий.

В Звёздном доме

Планетарий - Звёздный дом, очень понравился Серёже. Он показывал Солнце и звёзды с помощью особого аппарата. А лектор рассказал, что такое астрономия - наука о звёздах. Даже своё имя она получила от слов "Астрон" - звезда и "Номос" - закон.

Потом в планетарии появились созвездия, а лектор объяснил как найти Полярную звезду, которая указывает на север. И рассказал сказку про Большую медведицу. Когда-то злая волшебница превратила в медведицу красавицу Каллисто, но добрый волшебник спас Каллисто и поместил на небо. А рядом поместил сына Каллисто - медвежонка Аркада.

Люди в разных странах по-разному называли эти созвездие: Лось, Воз, Повозка, Привязанная лошадь. Привязанная - потому что ковш Большой медведицы кружится вокруг Полярной звезды.

Можно ли долететь до Большой Медведицы

Серёжка спросил у лектора, сколько лететь до Большой Медведицы. Но лектор объяснил ему, что созвездия состоят из звёзд, которые находятся на разном расстоянии от нас, ближе или дальше. Поэтому долететь до созвездия нельзя.

Необыкновенное на небе

Однажды Луна отправилась в созвездие Льва на день рождения и пригласила Серёжку посмотреть на гостей. Сперва пришёл красный Марс, ещё одна планета, сестра Земли. Потом в созвездие Льва прилетела комета.

Комета уже слышала о Серёжке от Солнца и мальчик ей понравился. Она пригласила Серёжку прокатиться по Солнечной системе.

Левитан "Сказочные приключения маленького астронома"

Вот какая она, наша Вселенная

Солнечная система - наша совсем маленькая вселенная

Комета нарисовала для Серёжки Солнечную систему с планетами и их спутниками. Потом нарисовала астероиды и свой дом, который находится за орбитой Плутона. Там живут кометы без хвостов. Хвосты у них появляются, когда кометы приближаются к Солнцу.

Верхом на комете

На хвосте кометы Серёжка наблюдал за планетами - гигантом Юпитером и кольцами Сатурна. Он узнал, что жизнь есть только на Земле, потому что на других планетах либо слишком жарко, либо слишком холодно. Но Комета обнадёжила мальчика, сказав, что жизнь может быть на планетах других звёзд.

Царство звёзд - наша Вселенная побольше

Серёжка начал часто общаться со звёздами. Он познакомился с Плеядами и Альдебараном. Оказалось, что Плеяд не 7, и не 100, а тысячи. Что это огромное скопление звёзд-гигантов, во много раз крупнее Солнца.

А ещё мальчик узнал, что звезды не падают. Это небольшие камешки сгорают, входя в атмосферу. Когда таких камней много, говорят, что идёт звёздный дождь.

Звёзды рассказали Серёжке, что их дом зовётся Галактикой.

Что сообщил гость с Андромеды

Однажды Серёжка познакомился с лучиком, который пролетел 2 миллиона лет из галактики Андромеды. Лучик объяснил Серёжке, что он не может увидеть свою галактику. Её могут увидеть лишь жители других галактик.

Лучик показал мальчику изображение своей галактики, и сказал, что она очень похожа на нашу - такая же закрученная, как улитка. Но есть другие галактики, не похожие на спираль, и все они образуют Вселенную

Наша огромная расширяющаяся Вселенная

Солнце рассказало Серёжке, что пока Земля крутится вокруг него, само Солнце тоже мчится по орбите вокруг центра галактики. И полный оборот совершает за 200 миллионов лет.

А галактики бегут друг от друга, ведь Вселенная расширяется.

Путешествие по реке времени

А однажды ночью к Серёжке пришёл дедушка Хронос, который рассказал, что вся Вселенная плывёт по загадочной реке времени из прошлого в будущее. Оказалось, что все плывут по этой реке: мальчики и девочки, животные и деревья. Даже Солнце родилось 5 миллиардов лет назад, а галактика - 10 миллиардов лет. И всё когда-нибудь состарится.

Хронос рассказал, что Солнце - жёлтый карлик, когда-нибудь станет красным гигантом, потом белым карликом, а потом умрёт. Но что тогда будет с людьми Хронос не сказал. Он считал, что люди должны беречь свою Землю: не воевать, а действовать все вместе. И тогда они смогут научиться жить без Солнца или улететь к другим звёздам. Но если они не научатся этому - то погибнут.

пятница, 16 февраля 2024 г.

Мелентьев В. "Голубые люди розовой Земли", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к повести "Голубые люди розовой Земли"

Автор: Мелентьев Виталий Григорьевич.

Название: "Голубые люди розовой Земли".

Жанр: фантастическая повесть.

Число страниц: 280. (Издательство "Армада", 1994 год).

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Юрка Бойцов. 12 лет. Любознательный мальчик, которому хочется быть взрослым и принимать ответственные решения.
  • Шарик. Щенок, который очень любил кушать, а потому вырос до гигантских размеров.
  • Зет, Миро (девочки), Тэн и Квач (мальчики), голубые пришельцы, юные космонавты-исследователи 12-14 лет. Очень ответственные и дисциплинированные.

Второстепенные герои

  • Бабушка Юрки. Удивилась возвращению пропавшего внука.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Юрка встретился с голубыми пришельцами и подружился с ними.
  2. Юрка полетел вместе с пришельцами, которые оказались его возраста.
  3. Шарик по ошибке выпил биостимулятор и вырос до огромного размера.
  4. Космонавтам пришлось сесть на планете Красных зорь, чтобы пополнить запасы пищи.
  5. С Розовой Земли прислали формулу антибиостимулятора и велели вернуть Юрку домой.
  6. Шарик стал крупной собакой, а Юрка узнал, что понравился Зет и Миро.

Главная мысль

Дисциплина поможет избежать любых проблем, но её нарушения могут стать причиной великих открытий.

Чему учит

Учит ответственности за свои поступки, дисциплине, любознательности; учит принимать совместные решения; учит помнить о родителях; учит не бояться приключений.

Краткий отзыв

Повесть "Голубые люди Розовой Земли" была написана Виталием Мелентьевым в 1966 году. Её главным героем стал мальчик Юрка, который вместе со своей собакой Шариком отправился в космическое путешествие на корабле пришельцев.

К сожалению, далеко улететь Юрке не удалось и всё из-за Шарика, который выпил чудесный биостимулятор и стал быстро расти. Шарик съел все припасы космонавтов и им пришлось срочно их пополнять, охотясь на ящеров на чужой планете.

Когда о поступке юных пришельцев узнали их родители, они велели срочно вернуть Юрку домой, ведь иначе он бы никогда не увидел своих родителей.

Но всё равно Юрка получил большой опыт и обрёл новых друзей, с которыми может быть когда-нибудь встретится. Мне немного завидно, что не мне выпал такой шанс полетать по другим планетам, но с другой стороны, нельзя забывать о родных, для которых потеря ребёнка стала бы сильным ударом.

Писатель много времени уделяет научным вопросам, стараясь привить читателям любовь к знаниям и объяснить непонятные вещи, связанные с космическими путешествиями. За это ему отдельное спасибо.

Пословицы

Кто заварил, тот и расхлёбывает.
Кто в деле, тот и в ответе.
Дисциплина - залог победы.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Друг познаётся в беде.

Краткое содержание, пересказ повести "Голубые люди розовой Земли" по главам

Глава 1. Случай на земляничной поляне.

Ранним утром Юрка Бойцов и Шарик отправились на земляничную поляну и очень удивились, увидев на ней космический корабль. Это был незнакомый корабль без опознавательных знаков, поэтому Юрка был осторожен.

Они с Шариком осторожно приблизились к кораблю и обошли его кругом. Внезапно они увидели открытую дверь. Юрка, забыв про осторожность вошёл в дверь, Шарик - за ним. Они оказались в космическом корабле.

Глава 2. Голубые люди.

Внезапно на стенах загорелись огоньки, пошёл пар, а потом пол поднялся и вытолкнул Юрку наружу. Юрка обиделся, ведь он хотел помочь. Они с Шариком развернулись, чтобы уйти, но тут из корабля вышли четыре пришельца.

Пришельцы были ростом с Юрку. Мальчик попытался заговорить с ними, но пришельцы молчали. Тогда он поклонился, а пришельцы поклонились в ответ. В этот миг солнце осветило пришельцев и Юрка увидел, что они голубые.

Глава 3. Похищение.

Голубые люди начали спорить, а потом позвали Юрку на корабль. Юрка вошёл, его и Шарика схватили и потащили внутрь. От неожиданности Юрка не сопротивлялся, а вот Шарик кусался. Их завели в каюту и оставили одних.

Глава 4. Зет, Миро, Тэн и Квач.

Заточение в комнате не продлилось долго. Скоро голубые пришельцы вернулись, уже без скафандров. Они назвали свои имена и потрясли руку Юрке и лапу Шарику.

Потом стали нажимать различные кнопки и пустая комната преобразилась. В ней прямо из пола выросли стол, стулья, диваны и даже подушки.

Глава 5. Заговор голубых.

Потом голубые принесли еду и предложили Юрке и Шарику сесть за стол. Да, они заставили Юрку посадить Шарика на стул, и хорошо их накормили. Вот только еда была незнакомой и лишённой привычных запахов.

После сна пришельцы уложили гостей в кровати, а когда они заснули, нацепили им на голову наушники.

Глава 6. Тревога на корабле.

Шарик проснулся вперёд всех. Он захотел пить и отправился по кораблю искать воду. Воды не было. Но были пластиковые ампулы с жидкостью. Шарик попытался прокусить ампулу и ему в пасть потекла жидкость. Это была не вода, но Шарик не сразу это понял. Он напился и вернулся в комнату.

Вдруг раздался сигнал тревоги. Юрка вскочил и понял, что понимает речь пришельцев. Над космическим кораблём висел вертолёт. Но голубые люди включили нейтринный режим и их корабль стал невидимым.

Пришельцы были обеспокоены и решали, что делать. Им надо было улетать, но что делать с Юркой? Во время обучения языку пришельцы подсмотрели воспоминания Юрки и узнали, что у него беда.

Глава 7. Мужские решения.

Юрка не хотел рассказывать, но пришельцы его уговорили. Оказалось, что мальчик поругался с отцом и ушёл из дома. Ему надоело быть маленьким, он хотел работать и учиться.

Пришельцы с таким одобрением смотрели на Юрку, что мальчик подумал, что они тоже очень молоды.

К кораблю вновь приблизился вертолёт. Пришельцы пригласили Юрку лететь с ними и мальчик согласился. Корабль начал взлетать.

Глава 8. Отгадки загадок.

У Юрки накопилось много вопросов, и пока корабль взлетал, он засыпал ими пришельцев. Те отвечали охотно, но часто смеялись. Пришельцы рассказали, что на корабле установлены устройства, которые уменьшают невесомость, что они отклонились от графика полёта и дома их ждёт нагоняй, что обучили Юрку языку во сне.

Глава 9. Шарик задаёт загадки.

Вскоре стали заметны странности в поведении Шарика. Он словно понимал, о чём идёт речь, казался растерянным и грустным. Когда зашла речь о еде, Шарик стал тереться о ноги Квача, чего раньше никогда не делал. А потом первым побежал на кухню.

Глава 10. Кухонные чудеса.

Тэн отвёл Юрку на кухню и показал, как они готовят продукты в автомате по формулам. Юрке не понравился такой способ, он сказал, что у таких котлет нет запаха. Тэн попросил назвать формулу нужного запаха, но Юрка не знал никаких формул.

В это время Шарик запрыгнул на стол и съел котлеты. Потом стал пожирать новые котлеты, которые выползали из кухонного комбайна. Юрка был удивлён поведением собаки. А Тэн сказал, что Шарик уже съел продуктов на треть веса Юрки.

Глава 11. Самое земное.

А Юрка нашёл в кармане ягоду земляники и попросил Тэна сделать её. Тэн быстро провёл анализ земляники и вскоре Юрка уплетал космическую ягоду, очень вкусную, но с необычным запахом космоса.

Затем пришёл черёд хлебных крошек, но тут чудо-машина дала сбой. Она долго анализировала крошки и сказала, что в хлебе есть грибковые образования. По оценке машины эти образования могли быть полезны высшим существам. Юрка с гордостью подумал о простом хлебе.

Глава 12. История голубых людей.

После обеда Шарика вновь подключили к обучающему аппарату, хотя Юрка и сомневался, нужно ли обучать собаку. 

Потом Миро признался, что ему и другим пришельцам 13 лет или вернее зим, как считали года на Розовой планете. Только Квачу было 14.

Потом Тэн рассказал Юрке, как построено обучение на Розовой планете. Оказывается, в школу там идут с четырёх лет и всё изученное тут же проверяют на практике. Потому что детям там доверяют.

Тэн сказал, что они летят уже шестой год, а когда Юрка не поверил, объяснил, что у них в 7 лет детей отправляют в космос, где они самостоятельно учатся и летают.

В это время проснулся Шарик и удивил Юрку страдающими глазами. Собака выросла в два раза и явно пыталась что-то сказать Юрке. А потом печально ушла пить.

Тэн продолжил рассказывать. Он сказал, что цель их полёта - далёкая система, до которой лететь десять лет. Там они проведут исследование, а потом вернутся домой. И им будет примерно 25 лет.

Глава 13. Вой в космосе.

Шарик пришёл на кухню и начал есть и пить. Страшный аппетит пугал Шарика. Он представил как растёт и заполняет собой весь корабль. Как корабль трескается и распадается на части. И Шарик завыл. А потом опять стал есть и пить.

Юрка и пришельцы проснулись, но решили, что Шарик тоскует. Следящие за кораблём роботы доложили, что сократились запасы питательных веществ и витаминов и космонавтам придётся экономить. Пришельцы не понимали, кто мог уничтожить все запасы. И тут снова раздался вой.

Глава 14. Тайна корабля.

Миро объяснил Юрке, как добывается топливо для корабля. Оказывается, поверхность корабля притягивала все атомы и кванты, которых полно в космосе, и использовала их как топливо. А если в обшивку ударяли метеориты, то шрамы от таких ударов тоже заделывались пойманными атомами.

Глава 15. Поворот событий.

Наконец все вспомнили о Шарике. Приборы показывали, что он всё ещё в кухне, и пришельцы включили камеры наблюдения. Увиденное всех шокировало. Шарик заполнил своим телом всю кухню, а его голова вывалилась в коридор.

Голубые космонавты потребовали отчета от роботов, но те молчали. Тогда пришельцы сделали вывод, что управление над роботами перехвачено и сделали это их родители или преподаватели, которые находились на Розовой земле.

Глава 16. Исповедь.

Голубые космонавты рассказали Юрке, что самовольно нарушили программу полёта, когда приземлились на Земле. За это их ждёт наказание. Скорее всего, кораблю прикажут возвращаться на Розовую землю, ведь они нарушили дисциплину, а это страшное преступление.

Юрка возмутился поведением роботов, которые тайком ябедничали, но понимал, что дисциплину нарушать нельзя.

Глава 17. Что такое "надо".

Голубые космонавты приуныли, они вспоминали ошибки, которые совершили: посадка на Земле, пассажиры. Тут начали давать отчёт роботы. Они доложили, что запас питательных веществ критический. Но ситуацию может исправить хлеб, который они анализировали. Хлеб и грибки оказались важным открытием.

Голубые пришельцы обрадовались - их ошибка превратилась в важное открытие. Но что такое хлеб? Юрка не знал его формулы, а на основе анализов им могли сделать лишь тесто. Пришельцы сказали, что Юрке надо вспомнить, что дальше делать с тестом.

Глава 18. Шарик рассказывает о себе.

Наконец космонавты решили мысленно пообщаться с Шариком. Они приспособили специальный шлём и услышали его мысли. Шарик рассказал, как выпил непонятной жидкости и Миро всё понял. Этой жидкостью был биостимулятор, который усиливает рост.

Но что делать с Шариком, который продолжал расти и питаться? Ведь и так, чтобы его не задушило, космонавтам пришлось передвинуть стены корабля.

Глава 19. Жизнь требует решений.

Сперва космонавтам пришла в голову мысль съесть Шарика, но они тут же устыдились. Тогда было решено сообщить о ситуации на Розовую землю, а самим найти планету с жизнью и пополнить запасы питательных веществ.

Такая планета вскоре нашлась и космический корабль пошёл на посадку.

Глава 20. Планета красных зорь.

Планета оказалась странной. На ней совсем не было гор. А единственный материк опоясывал планету по экватору ровным кольцом. А на границе света и тьмы постоянно мерцали яркие красные зори. Ребята так и решили назвать новую планету.

Глава 21. На ничьей земле.

Корабль приземлился среди высокой, под два метра травы. Во многих местах в траве были проделаны ровные и прямые просеки, как будто кто-то прошёл и съел всю траву. А над травой кое-где высились деревья, там летали странные тени, напоминавшие ящеров-динозавров.

Глава 22. Отменённые решения.

Утром космонавты стали готовиться к высадке. Они не хотели брать Шарика, но тот так рыдал, что было решено сделать для него скафандр.

В это время стали приходить сообщения с Розовой земли. В первом кораблю предписывалось срочно вернуться. Второе отменяло возвращение и требовало высадить пассажиров обратно на Голубой планете. Но Квач сказал, что будут ещё сообщения и это тоже отменят.

Мелентьев "Голубые люди Розовой Земли"

Глава 23. Воздушный бой.

Шарика нарядили в скафандр и с большим трудом протолкнули сквозь двери корабля. И почти тут же на собаку напал с неба ящер. Ящер не смог прокусить скафандр, но приближалась целая стая ящеров, и Шарик запаниковал. Он бросился бежать. Ящеры полетели за Шариком. За ящерами устремился вездеход пришельцев.

Когда ящеры догнали Шарика и стаей набросились на него, за них взялся вездеход, давя и разрывая особо наглых. Другие ящеры увидели поверженных собратьев и набросились уже на них. Шарик пришёл в себя и стал давить трёхметровых ящеров, что с его ростом было не сложно.

Глава 24. О вреде курения.

Вернувшись к кораблю, ребята узнали новости. На Розовой земле срочно готовили антибиостимулятор, а пока предложили остановить рост Шарика с помощью никотина. Шарик выпил несколько бутылок никотина и лёг спать.

А космонавты наблюдали за огромными рогатыми существами, которые доедали остатки летающих ящеров. Это были опасные противники и ребята решили не покидать корабль.

Из центра пришло новое сообщение. Формула антибиостимулятора была загружена роботам и скоро Шарик получит лекарство. Он перестанет есть, но станет гиперактивным.

Шарика выпустили охотиться на ящеров, чьё мясо оказалось пригодным для изготовления питательных веществ. Обрадованный пёс мигом натаскал запасов на несколько лет.

Глава 25. Предательство роботов.

Потом Шарик был помещён в специальный бокс и корабль взлетел. По приказу центра голубые космонавты должны были вернуть Юрку и Шарика на Землю, а потом продолжать свой исследовательский полёт.

Только перед расставанием Юрка внезапно узнал, что Зет и Миро были девочками. Он со слезами на глазах простился с новыми друзьями, потом посмотрел, как улетает корабль, и вместе с Шариком, который уменьшился почти до нормальных размеров, отправился домой.

воскресенье, 4 февраля 2024 г.

Е. Шварц пьеса "Красная шапочка", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к пьесе "Красная шапочка"

Автор: Шварц Евгений Львович.

Название: "Красная шапочка".

Жанр: пьеса в 3 действиях.

Число страниц: 28.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Красная Шапочка. Добрая и заботливая девочка.
  • Волк. Злой и страшный, но глупый.

Второстепенные герои

  • Мама Красной Шапочки. Любящая, нежная, заботливая.
  • Бабушка. Бодрая и весёлая старушка.
  • Заяц Белоух, уж, медведь, птицы. Добрые друзья Красной Шапочки.
  • Лиса. Хитрая, хочет, чтобы лес был только её.
  • Лесник. Страж леса, строгий и смелый.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Красная Шапочка отправляется в лес, а звери пытаются предупредить её о волке.
  2. У Красной Шапочки есть план, но лиса рассказывает о нём волку.
  3. Девочка прогоняет волка с помощью нюхательного табака, а заяц попадает в капкан.
  4. Волк притворяется собакой, проглатывает бабушку, а потом и Красную Шапочку.
  5. Лесник узнаёт о волке и освобождает бабушку и Красную Шапочку.
  6. Лесник уводит волка в отделение. а Шапочка освобождает зайца.

Главная мысль

Перекрашенный волк - тоже волк (главное не внешность, а то что внутри).

Чему учит

Учит осторожности и предусмотрительности; не верить врагам и незнакомцам; помогать друзьям; действовать сообща; слушаться родителей.

Краткий отзыв

Пьеса Евгения Шварца "Красная Шапочка" показалась мне интересной, но не более. Мне было любопытно понаблюдать, как изменился сюжет знакомой всем сказки Шарля Перро.

Писатель сохранил основную линию произведения, в которой волк обманом съедает Красную Шапочку и бабушку, но оказывается наказан. Но при этом Шварц ввёл в пьесу много дополнительных героев. Это звери - друзья Красной Шапочки, хитрая и коварная лиса, и хранитель порядка - лесник.

Мне понравились некоторые новые герои, которые имеют явные сатирические признаки. Например, строгий лесник, всех уводящий в отделение. Или заяц, который стал бросаться на волка. Но в целом первоначальный вариант сказки мне нравился больше.

Пословицы

Волков бояться - в лес не ходить.
Сам погибай - а товарища выручай.
Прежде чем войти - подумай о выходе.
Друг познаётся в беде.
Умел согрешить - сумей и ответить.

Краткое содержание, пересказ пьесы "Красная шапочка"

Действие первое.

Мама дала Шапочке сумку с бутылкой молока и большим куском пирога. Мама и Шапочка прощаются, призывая друг друга к осторожности. Мама боится, что Шапочку обидит волк, но девочка говорит, что друзья не дадут её в обиду.

Только Шапочка зашла в лес, как её встретил заяц Белоух. Белоух предупредил девочку, что её ищет волк. Красная Шапочка не слушает зайца.

Появляется уж и тоже предостерегает девочку. Но Шапочка не слушает и его.

Выходит медведь и просит намазать шкуру йодом - его покусали пчёлы. Потом тоже предупреждает девочку о волке. Красная Шапочка не слушает никого и идёт в лес.

Звери решают охранять её. Их разговор слышит лиса и решает предупредить волка.

Вскоре Шапочка встречает птиц и просит помочь против волка. Она говорит, что бросит в волка нюхательного табака и зажжёт ветку. Волк будет чихать, а она пугать его веткой. Шапочка заманит волка к старому дубу, где стоит капкан. А птицы должны были предупредить Шапочку о появлении волка.

В это время лиса выбрасывает из сумки табак и спички. Птицы видят это, но боятся лисы. Шапочка уходит.

Лиса дожидается зверей, охранников Шапочки, и начинает вносить смуту. Медведю рассказывает про дупло с мёдом и косолапый убегает. Ужу - про бидон с молоком, и он уползает. Остаётся только заяц, которому птицы рассказывают про коварство лисы.

Е. Шварц "Красная Шапочка"

Действие второе.

Лиса находит волка и рассказывает ему про Красную Шапочку и её планы. Волк прячется и ждёт Шапочку. Девочка, ничего не подозревая приближается. Появляется заяц и бросается на волка. Волк отбрасывает зайца и бросается на Красную Шапочку. Девочка бросает в него нюхательный табак (у неё была запасная пачка) и пытается заманить к капкану.

Но волк знает про капкан и уползает, чихая. Лиса тоже чихает и уползает. Красная Шапочка говорит птицам, что это ещё не победа и что хищники вернутся. Ей страшно. Она находит зайца и укладывает его спать. Потом уходит дальше в лес.

Лиса подговаривает волка обмазаться мелом, чтобы походить на белую собаку. Заяц пытается напасть на волка, но тот заманивает зайца в капкан. Потом волк прогоняет лису и бросается за Красной Шапочкой. И волк и лиса мечтают остаться одним хозяином в лесу.

Волк догоняет Красную Шапочку и притворяется собакой. Он хитростью узнаёт, где живёт бабушка девочки, и торопится съесть старушку.

Действие третье.

Волк в образе собаки вбегает в дом бабушки и выбивает у старушки ружьё. Потом он проглатывает бабушку. Он ложится в кровать и укрывается тремя одеялами.

Приходит Красная Шапочка и спрашивает бабушку, почему она такая белая. Волк отвечает, потому что больная. Шапочка спрашивает, почему у бабушки странный голос? - Потому что горло болит. А почему у бабушки большие глаза? - Чтобы лучше видеть. А почему такие большие руки? - Чтобы крепче обнять. А почему такие большие зубы?

Тут волк не выдерживает и проглатывает Красную Шапочку.

Красная Шапочка из живота зовёт птиц и велит им найти человека, что стоит на перекрёстке двух дорог. Птицы улетают.

Мать Красной Шапочки бродит по лесу и зовёт дочку.

На перекрёстке дорог стоит лесник. Он видит медведя, покусанного пчёлами, и сажает его в отделение. Потом видит ужа в бидоне и тоже сажает в отделение.Появляется лиса и пытается обмануть лесника, но прилетают птицы и рассказывают правду. Лесник сажает лису в отделение и вместе с мамой Красной Шапочки отправляется спасать девочку.

Лесник вбегает в дом бабушки и целится в волка из револьвера. Мать связывает волка и ножницами вскрывает ему живот. Появляются невредимые бабушка и Красная Шапочка. Все радуются и поздравляют друг друга. Под шумок волк сбегает. Но лесник уверен, что скоро волк попадётся.

Волк прибегает к капкану, где сидит Белоух, и собирается сожрать зайца. Но тут появляется медведь и начинает драться с волком. Вскоре пребывает лесник и уводит волка в отделение. Красная Шапочка освобождает Белоуха и все счастливы.